А может уже пора открыть глазки??? Пора вспомнить про этику. С такимми мыслями я и нашёл эту статью... советую
Кин-дза-дза 2007
Я живу в Штатах уже 16 лет. Решив как можно полнее насладиться кризисом среднего возраста, я уволился с работы и, махнув на всё рукой, укатил на два с половиной месяца в Европу. Так как я путешествовал один, мне хотелось посетить не просто места которые мне интересны, а те где мне было гарантировано общение - с друзьями и знакомыми которые там живут. В результате маршрут оказался весьма своеобразен. Я побывал в Латвии, Швеции, Норвегии, России и Швейцарии. Возможно я как-нибудь соберусь и напишу о моих впечатлениях о всех этих странах, но мой нижеследующий рассказ посвящён России. Мой очерк не претендует на глубокий политико-экономический анализ. Это просто Россия-2007 глазами иностранца.
До приезда в Америку я всю свою жизнь, за исключением двух лет в Советской армии, прожил в Латвии. Конечно до эмиграции мне довелось побывать и в Москве, и в Питерe, но я в России никогда не жил. Тем не менее, русский мой родной язык и я воспитан на русской литературе и культуре. До сих пор, во время очередных приступов футбольного мазохизма, я болею за вечно не удачно играющею сборную России.
У меня трудно определяемая средне северно-европейская внешность и вполне современный, нормальный русский язык. Как пошутила моя знакомая, убери своё доброжелательно-любопытствоющее выражение лица, и ты совсем не будешь выделяться в России. Меня везде принимали за россиянина и временами я чувствовал себя то ли как глубоко законспирированный шпион, то ли как антрополог, изучающий быт туземцев.
В России я не останавливался в гостинице. В Питере снимал квартиру близко к центру, а в Москве жил на окраине в квартире у знакомой. Я много времени провёл общаясь с совсем разными людьми - от случайных людей в очереди и метро, тахистов и продавщиц, до "рублевских" (2) мальчиков и девочек, куда попал благодаря старому университетскому знакомому.
Перед моей поездкой, отношение к России у меня было в общем то положительное. Я видимо из тех, кто как в анекдоте "не любит расистов и негров". У меня всегда одинаковую антипатию вызывали люди, которые живя в Америке, поливают грязью страну которая их приняла, и те кто полны злобы по отношению к стране из которой они уехали. Лично у меня сохранились очень хорошие воспоминания о детстве и юности проведенные в СССР. Ведь, как иронизировал Кундера (3), даже при коммунистах растёт трава и смеются дети. Тем не менее, после моей поездки, отношение моё к России резко ухудшилось.
Только посетив современную Россию, можно оценить талант Георгия Данелии и Резо Габриадзе, создателей фильма Кин-дза-дза! Как они ухитрились увидеть Россию, какой она будет 20 лет спустя, я, простой "пацак" (4), понять не могу. Преклонение перед "малиновыми штанами" (5) стало нормой жизни. Социальный статус, каста к которой вы принадлежите, определяется в России только деньгами и властью. В какой то мере это везде, но только в России вас очень чётко "встречают по одежке" ... и провожают по ней же.
Трогательна, глубока и неизбывна любовь россиян, к обладателю самых малиновых штанов, к Путину В.В. Я не сомневаюсь в наличии скромного обаяния у Путинa, но если бы не эти штаны, его харизму ценили только бы его его жена и секретарша. В России, видимо, не человек красит место, а место человека. Везде в средствах массовой информации красной (малиновой?) нитью проходит образ, самого скромного, обаятельного и привлекательного мужчины, самодержца российского. В Америке любой журналист или деятель искусства пытается ткнуть президента, да не в бровь, а в глаз. В России же большинство толкается в очереди, что бы приложится губами к царственному седалищу. Как сказала одна из моих приятельниц, такое впечатление, что в какой то момент произошло зомбирование россиян - более половины её подруг признавались, что видели эротические сны с Путиным. Даже ей, насмешнице и цинику, он снился в какой то момент.
Из интервью, данным российским певцом Николаем Басковым на гастролях в Латвии.
Корреспондент: "Николай, что вы думаете по поводу возможного приемника Путина? "
Басков: "Я уверен, что Владимир Владимирович назначит достойного приемника, который продолжит его политику на восстановление мощи и достоинства России. Но мы все очень надеемся, что Владимир Владимирович передумает, и останется на третий срок. "
Нельзя было не заметить, что у многих, даже у людей, которых я считаю своими приятелями, сложилось агрессивно-негативноe отношение к Западу вообще и к Америке в частности. В Российской имперской гордости чувствуется какая то истеричность, ущербность. Вроде как у "нас" самая большая вакуумная бомба. А "они", сволочи, захватили Ирак и убивают добрых и мирных арабов. И на Северном полюсe "мы" первые опустились на дно. А "они", тупые америкосы, не могут. Такое впечатление, что российский менталитет не подразумевает, ровного, объективного отношения. Времена когда на Америку смотрели снизу вверх, с раболепием, сменились другой крайностью.
Во многом негативное отношение к Западу навязывается сверху. Как объяснила моя приятельница, это результат воспитания "патриотического" чувства у россиян. Трудно привить рядовому россиянину любовь к Родине, поэтому российский патриотизм строится на неприязни и противоставлении Западу. Это очень заметно по средствам массовой информации, по тому что подаётся и как подаётся, когда идет рассказ о международных событиях. Известно, что язык не только отражает сознание, но и формирует его, и для современной России характерно подчеркнутое использование выражения "наши". Если есть "наши", очевидно есть и не "наши". Сам факт противопоставления, в котором скрывается широкий спектр смысловых оттенков, закладывается в структуру языка.
Немного изменилось с тех пор, как Лермонтов написал знакомые нам всем по школе строки "... Страна рабов, страна господ". Вот только господа стали менее культурны и образованны, а рабы готовы вцепиться вам в горло или, по крайней мере, нагрубить, если не видят в вас господина. Меня поразили даже не отдельные факты, а общая атмосфера хмурости, напряженности, и скрытой агрессии, которая в любой момент может вылиться в неспровоцированное бытовое хамство.
Вспоминается комическо-фарсовый эпизод на Рижском вокзале в Москве. В последний день я бросил шмотки в камеру хранения и проехался в центр, чтобы напоследок насладиться видом на сердце империи. Погуляв на туристском пятачке на и вокруг Красной площади, я вернулся на Рижский, и спустился в подвал камеры хранения. Когда я вошёл, там никого не было, не считая работника который выдавал багаж. Пока я получал свой чемодан, за мной встал мужчина лет 45-50, рабоче-крестьянского вида. Я уже собирался уходить, когда в камеру хранения буквально влетел парень лет 30, смугловатый брюнет в очках. Когда он заговорил, я сопоставив его внешность и тo, что у него отсутствовал какой либо кавказский акцент, подумал, что он наверно еврей. Парень очень торопился и попросил мужчину впереди него пропустить без очереди. Дальнейший разговор, опустив ненормативную лексику и слегка укоротив, я привожу ниже.
Парень обращаясь к мужчине: "Не могли бы меня пропустить без очереди, пожалуйста, я страшно опаздываю на поезд. "
Мужчина, грубым тоном: "Торопишься? На поезд ещё не пускают. "
Парень: "Мне не здесь, мне на Ленинградский (вокзал) "
Мужчина: "Все жиды вечно торопятся. Ты же жид? "
Здесь я остановился, и вместо того, что бы уходить, стал наблюдать за развитием ситуации.
Парень, опешив: "Да бери свой чемодан и успокойся! "
Мужчина: "Ненавижу жидов! Сейчас вломлю тебе, ляжешь и уже никуда торопиться не будешь. "
Работник камеры хранения, выдавая чемоданы мужику: "Разбирайтесь на улице"
Я: "Мужик, у тебя есть проблема. "
Мужик недоуменно смотрит на меня.
Я: "Нас здесь двое."
Мужик несколько секунд продолжает с непониманием смотреть на меня и вдруг до него доходит: "Он тоже жид! ". В глазах явно видится мысль: "Oдин в пустом подвале, сейчас будут бить." И с криком: "Да я вас один обоих уложу!, он подхватывает чемоданы и быстро- быстро удаляется от нас. "
Тем не менее, судя по рассказам моих знакомых, в Москве, возможно, надо более опасаться милиции, чем уличного хулиганства. Посмотрев на подонковские морды (по другому не скажешь) московских ментов, я поверил этому утверждению.
Моё опасливое отношение к ментам началось с момента моего прибытия в Москву. Сойдя с поезда, я доехал до станции метро, где живет моя знакомая, и на выходе позвонил ей с моего мобильного телефона, в котором стояла российская СИМ карта. Я попытался объяснить, в какой стороне меня нужно искать у станции, и остался ждать. Через некоторое время, когда назначенный срок прошёл, я попытался связаться с ней, но почему то мой телефон перестал работать. Через некоторое время, появилась моя знакомая, и тут же набрала номер своего отца: "Папа, никуда звонить не надо, он нашёлся". Меня удивила эта реакция и, конечно, я поинтересовался в чём дело. "Ну как же, ты мне всё не правильно объяснил. Там, где ты сказал, тебя не было. Твой телефон молчал наглухо. По твоим чемоданам очевидно, что ты приезжий. Я сделала вывод, что подъехали менты, проверили твои документы, и придравшись к визе, регистрации или к ещё чему нибудь, забрали тебя с собой. Мой папа уже собирался звонить знакомому генералу ФСБ, что бы тебя нашли и вытащили. "
Вообще, было ощущение полицейского государства. Без паспорта находится нельзя - eсли остановят, угодишь до выяснения личности за решётку. Чтобы сдать вещи в камеру хранения - покажи паспорт, купить билет на поезд - покажи паспорт, купить СИМ карточку к телефону - покажи паспорт. Как иностранец, я должен был каждый раз регистрировать место своего жительства. Это не сложно, когда вы останавливаетесь в гостинице, но в моем случае это было довольно хлопотно.
К тому же, как я понял, в полицейском государстве которым становится Россия, ваш социальный статус в конкретной ситуации определяет её исход. Я не знаю сколько должно пройти времени, что бы вредоносная западная идея равенства перед законом стала нормой жизни россиян. В этом Россия, конечно не уникальна, достаточно только посмотреть на любую страну третьего мира.
Я находился в купе поезда Москва-Рига, когда в нее вошли двоё. Милая женщина лет 40, несомненно красавица в молодости, и её сын, парнишка 17-18 лет, с лицом киноактера. "Это мой сынок ", с любовью глядя на сына, сказала женщина, "он будет вашим соседом ". Попращявшись с матерью, паренёк начал звонить, как я выяснил позже своей подруге, переходя с французского на английский и обратно. Не могу ничего сказатъ на счёт французского, но английский у парня был великолепен. Позже меня поразили хорошие манеры, образованность и разумность молодого человека. Я даже подумал, побольше бы таких ребят как этот Артём, и я бы с большим оптимизмом смотрел на будущее России. Конечно, я не преминул разговорить его. Оказалось, что он из семьи " новых русских ", при этом родители, особенно мама с которой он очень близок, были явно интеллигентные люди. Артём учился во Франции, а до этого в Англии.
Мне врезалось в память несколько фраз, которые он сказал во время нашего разговора. "Родители послали меня учиться за границу, что бы я вырос нормальным человеком. Сверстники моего круга ездят на 200 тысячно-долларoвых машинах по ночным клубам, и если они кого то собьют на дороге или покалечат в клубе, родители их отмажут. Потому что в России беспредел."
Цивилизованность страны не определяется наличием денег, мощностью армии и даже "суммой технологии" (6). Это легко можно увидеть по таким простым вещам как наличие чистых туалетов. Недаром Булгаков, устами профессора Преображенского (7) говорил: "Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. " Туалеты стали гораздо лучше, чем в Советское время, но фигурально выражаясь, привычка мочиться мимо унитаза у россиян осталaсь. Такая вот деталь - выпив пива у Невы, никто из жителей или гостей Северной столицы, не напрягался, что бы выбросить баночку или бутылку в мусорник, а оставлял её на парапете. Надо отметить правда, что Питер и особенно Москва достаточно чистые города. Спасибо высоким ценам на нефть, которые позволили России нанять таджикских дворников (8)!
А говоря именно о туалетах, Россия поразила меня в тот же час, когда моя нога ступила на её территорию. Когда я зашёл в платный туалет на Витебском вокзале в Питере, в моё сердце почти закралась ностальгия. Я увидел туалет конструкции времён мой службы в Советской армии - стиль "дырка в полу".
Конечно, я намеренно пишу несколько зло о России, чтобы выделить суть того, что я там увидел. И в современной России растет трава и смеются дети. И приятные люди тоже встречались: симпатичная и доброжелательная девушка - офицер милиции около Смольного, владелец крохотного кавказского кафешки у Фонтанки, который обещал приготовить мне голубцы и перец "по домашнему" и сдержал обещание, колоритный "митёк" (9) в тельняшке и с балалайкой у спуска к Неве у Зимнего, и многие другие. Даже в достаточно нормальной, но очень скучной и пафосной (10) компании на "Рублевке" мне удалось разговорить девушку, и за её "понтами" (11) супер-успешного корпоративного юриста оказалась достаточно широко образованная, приятная девица. Конечно, и ночной Питер по прежнему удивительно красив и романтичен, и Эрмитаж на месте, и театры забиты под завязку.
Но тем не менее, общая атмосфера в России не здоровая. Мне кажется Россия идёт к диктатуре, конечно не к коммунистической, а скорей к бестолковой диктатурe латиноамериканского типа. Большая часть населения озлоблена, склонна к национализму и шовинизму и готова принять любую власть которая может гарантировать хоть какую то стабильность и минимальный порядок.
В России очень может быть хорошо, если вы остаетесь в кругу друзей и знакомых, но если вы не хотите нарваться на неприятности или, как минимум, испортить себе настроение, держитесь подальше от толпы и органов власти.
Толковый словарь (большинство материала из Википедии — свободной энциклопедии)
1. Кин-дза-дза - двухсерийный художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм». Научно-фантастическая философско-сатирическая комедия. Фильм оказал сильное влияние на современную русскоязычную культуру. Вымышленные слова из фильма, например пепелац или чатл стали именами нарицательными, а многие цитаты из фильма стали широко употребляемыми устойчивыми выражениями.
2. Рублёвка — неофициальное название территории к западу от Москвы (вдоль Рублёво-Успенского шоссе), включающей часть территории Одинцовского района Московской области. Административной единицы с таким названием нет и никогда не было (не путать с посёлком Рублёво в черте Москвы, по которому называется шоссе), однако название широко применяется как жителями Москвы и Московской области, так и работниками агентств по недвижимости.
В постсоветское время земля в окрестностях Рублёво-Успенского шоссе, примыкающая к экологически привлекательным и лесистым берегам Москвы-реки, была быстро раскуплена представителями новой московской и вообще российской элиты — звёздами шоу-бизнеса, политиками, индустриальными магнатами и т. д.
3. Кундера - Милан Кундера (чешск. Milan Kundera, родился 1 апреля 1929 в Брно, Чехословакия) — современный писатель-прозаик.
4. Цивилизация планеты Плюк в галактике Кин-дза-дза технологически более развитая, чем земная (доступны путешествия в космосе, межпланетная связь, более совершенное оружие и т. п.), в то же время была варварской в социальном плане. Всё население делилось на две касты: высшую — «чатлане» и низшую — «пацаки».
5. Малиновые штаны — носят очень богатые жители Плюка, у которых много КЦ. Перед владельцем таких штанов пацаки и чатлане обязаны приседать (пацак два раза, а чатланин — один).
6. Намёк на "Су́мма техноло́гии" (Summa Technologiae). "СТ"— значительная работа XX века по футурологии, opus magnum польского философа, футуролога и писателя-фантаста Станислава Лема. Названа с аллюзией на Summa Teologiae св. Фомы Аквинского.
7. Книга Михаила Афанасьевича Булгаковa "Собачье сердце"
8. Большинство дворников в Москве таджики
9. Митьки — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина, а также субкультура, сформировавшаяся на основе их мировоззренческих принципов, описанных в одноимённой книге Владимира Шинкарёва (1984).
10. Пафосный — московский сленг. Объект, который очень дорог и престижен, и буквально кричит о претензиях своего владельца на высокий социальный статус. Манера речи, в которой постоянно подчеркивается высокий социальный статус.
11. Понты — Это поведение человека, при котором он чем-то или кем-то неявно или явно хвастает. Цель «понта» - выделить себя из толпы, показать в лучшем свете. Понт как манера поведения может проявляться во всех видах человеческой деятельности, равно как хвастаться мы можем чем угодно и где угодно.